Жил был на белом свете Юнец.
Рослый и худой он пытливо наблюдал за миром, помогал в хозяйстве а как только выдавалась возможность бежал во двор к друзьям. Там занятия появлялись сами с собой и длились до полного изнеможения. Бывало что он прокладывался в кровать не помыв ноги, что было строго запрещено. Много и часто играла эта банда соседей которые давно передрались но всё ещё крепко дружили. Много игр придумывают молодые умы но ничего он так не любил как целится. Камень, нож, лук или стрела - летели как продолжение его мысли и неуклонно поражали цель с первого раза. А в центре этой цели в его сознании прорисовывался шлем центуриона из железа и меди с золотым орлом. На кого можно ещё поравнялся в выборе цели как не на дальновидного орла. Он с большого расстояния атакует свою добычу. А почему? По тому что так устроен мир и не был бы он орлом если бы не делал как ему полагается. А как пологается человеку, знает только сам человек. Но орёл не может сделать лук и выстрелить а человек может если это его цель. И вот, этот момент когда надо натянуть тетиву и отпустить на глазах у всех все усилия в стихию реальности чтоб в тот же миг оценить всё что к этому привело перед тем как стрела поразит цель. Можно ли в это поверить что есть существо которое столькое может? Как оно видит руки, тело и ноги свои и понимает зачем они ему даны так и орёл знает зачем ему клюв, когти, крылья и далновидение.
И вот собравшись, они то идут то бегут то толкают друг друга каждый неся охапку камней к озеру. Погода стояла жаркая и безветренная. Озеро обещало быть спокойным а день полным рекордов.
- Я устал! Сказал угрюмо самый маленький из них.
-Устал? Так иди домой!
Малыш остановился подумал было сбросить камни он то ведь все равно так далеко не кинет и в всё наверняка будут над ним смеяться. До дом уже далеко и все тут. Хотя, если всё же может удастся выпросить конфету у дочки бакалейщика. Группа шла медленно но не ждала и он понял что он хочет увидеть кто дальше докинет камень. А вечером у костра обсуждать это. А может и он сам поставит рекорд ведь у него был особенный камень!
-Подождите! Крикнул малыш!
Группа повернулась и пошли так что он мог догнать их бегом.
-Устал? С улыбкой и упрёком спросил кто то.
-Да! -отвечал малыш с показной напористостью.
Она показалась им такой знакомой. Каждый бы смог так же ответить и они заулыбались.
Один из них выбежал вперёд, выпрямил шаг, открыл ладонь как это делают ораторы набрал полную грудь воздуха и крикнул взрослым голосом:
-Римский солдат несёт не меч, не копьё, не доспехи и тем более не шлем. Римский солдат несёт свою волю быть в римском строю! И они опять засмеялись.
-Я не солдат. Нервно ответил малыш.
-А мы солдаты?
-Вы больше!
-Да, а ты меньше! Чьи-то брови поднялись в ожидании и через несколько мгновений на всех лицах было одно и тоже лицо.
-Можно помедленней? Неуверенно спросил малыш.
-Можно! С криком сказал один из них который находился впереди группы и побежал что есть силы вперёд. Все остальные последовали ему. Вот слышно как камни глухо падают на траву и как сквозь жару доносится плескание воды. Глаза малыша оживились и он побежал он заметил что несколько круглых и плоских камней упали и что он их долго выбирал но это уже не было так важно. Среди них был и мозаичный камень. Его будет не хватать в какой-то мозайке но может именно он сделает больше всех прыжков. Сделав несколько десятков шагов в припрыжку он высыпал аккуратно камни но мозаичного камня не было видно и он было поднёс ладонь чтоб посмотреть точно и понял что он есть -просто солнце отразилось в нем так что он не понял его цвета. Тут же он с криком ура побежал в озеро. Наплескавшись так как это обычно делает хорошая компания они принесли свои камни и расставили их по кучкам вдоль берега в строевом расстоянии. Перебирая каждый из них они пробовали вес замахиваясь и целясь и прикидывая как его бросить чтоб он долетел дальше. Круглые и шороховатые должны лететь быстрей а плоские если правильно найти центр, захват то немного медленней. Это дело техники и её надо отрабатывать. Некоторые из камней они подносили ко лбу как бы показывая себе что надо его понять.
Все иногда изображали местного оратора. Он уже был стар и слеп и учил указы на слух чтоб донести их достойно до городской публики. Его непоколебимое умение вдохновляло многих детей его повторять и немного перекривлять. Свою работу делал надёжно и исправно так что никто не осмелился бы сказать что кто-то другой её сделает лучше и этим вызывал напрочь скрытое но столь же прочное восхищение. Люди проходили мимо замедляя шаг так чтоб не остановится но дослушать весть потому что голос его звучал ещё очень далеко за площадью рынка. Иногда к нему подходил проходивший ветеран и хлопал в знак приветствия по плечу а оратор продолжал невозмутимо говорить свою речь.
Так первый по строю шагнул вперёд и немного стесняясь заговорил было мятым голосом но остановился на полу слоге.
-Давно я не пел. Сказал он смущённо улыбаясь и понимая долг церемонии продолжил выставив ногу и руку с открытой как меч ладонью вперед.
-Рим взыскал своим стараниями расположения богов и право познать бога добра и изобилия! Так пусть в этом соревновании увеличится старание каждого из нас!
Кто то хотел было выкрикнуть "жребий" но остановился увидя что все начали чертить таблицы для подсчёта прыжков и дальности. Он взял палку и начертил длинную вертикальную линию обозначив сверху прыжки и расстояние буквами п и р. Некоторые рисовали только крест. И тут он увидел что земля пристала к палке и начал её чистить чтоб можно было писать без затруднений и почему то произнёс:
-а как в подобные игры где надо считать, читать, писать играют варвары?
-наверное отлаживают тростинки и сравнивают у кого их больше.
-если есть один ещё один то это можно назвать два и придумать символ и записать.
-варвары не тратят на это время! Им нечего записывать, у них нет имущества. Они всё делят. А когда нечего записывать то зачем писать?
- А как же наследие?
- Оно бы у них было если бы они знали что это такое! Варваров учат и они успешны и бывает успешней римлян.
-Ничто не губит Рим так как пустые разговоры! Сказал один из детей фразу отца когда тот выходит из кухни.
-И ничто не укрепляет Рим как хороший разговор! Степенно возвратил сосед повернулся к первому который начал подбрасывать в ожиданиии камень.
Воцарилась тишина. Подбрасывающий начал целится разминая руку последние разы и успокаивая дыхание. И тут он понял куда но кидает именно этот камень и размахнувшись отпустил его прокрутив указательным пальцем.
-девять! Раздался крик из ряда мгновенно отразившись эхом в криках окружающих.
-три трети актуса!
-да нет! Полный актус! После спора сошлись на трёх третях. Очередь дошла до второго.
-Нервнечаешь? С ухмылкой спросил третий.
-Нервничают и охотник и добыча. Только охотник не спрашивает! И едва это сказав запустил что есть силы камень.
-девять
- актус!
- это для тебя актус а отсюда едва пол актуса наберётся.
-ну и сколько было? Тебе видней - обратился второй к третьему?
-половина актуса! -крикнул третий.
Под присмотром соседей результат был выцарапал палкой на земле. Третий исполнил бросок и набрал 10 прыжков и пол актуса.
Через пару часов таблицы были заполнены а очки подсчитаны. Малыш сделал только 1 раз 5 прыжков а большинство его камней прыгнули 2 или 3 раза. Он не стал тратить мозаичный камень. Он хотел бросить хотя бы 7 но когда он это сможет? И тут он услышал что у кого то столько же очков как у него! И он видимо на 2 года старше! Насколько же он был дольше на озере? А бросил также! А потом малыш и вовсе понял что отрыв у него не большой и ему стало очень приятно. Он взял свой мозаичный камень и кинул так что есть силы и он пролетел половину актуса и сделал 6 прыжков что было сразу подтверждено некоторыми из группы. Может и стоило бросить его не сегодня но именно сегодня он мог пролететь немного дальше что уже значило что если он хочет большего - то может сделать шаг к нему прямо сейчас.
Первое место разделили 3 человека которые спорили на обратном пути о техники и удаче. Остальные слушали этот спор и представляли что бы они сказали если бы заняли лидерство. Одним из победителей был юнец с которого я начал свой рассказ. Дома его ждёт камыш из которого он хочет себе сплести настоящею цель как плетут в военных лагерях. Он надеется что эта цель выдержит много стрел и вероятно ему нужны будут десять целей в этом году. Натягивать тетиву это всё о чём он мог думать. И всё о чём должен думать настоящий лучник. Он смотрел на свои пыльные сандали и видел долгие славные походы которые ему ещё предстоят и врагов которых он поразит и ему хотелось делать это по римски -лучше всех! Не из поиска чужого изумления а из собственного довольства в действии приносящего радость блестяще исполненного долга! До города ещё два холма а стрелок мысленно пускает стрелы и думает о своей цели из камыша. О том как стрела будет впиваться в туго стянутые стебли и резать их своим наконечником. О том что если связку сделать не сильно тугой то возможно цель прослужит дольше но не сохранит силы и точности каждого попадания. И тут он заметил не очень далеко кролика который с начала притаился а потом шмыгнул в соседний куст. Как счастливы вероятно эти варвары которые не умеют писать и не записали себе законов так что могут охотится сколько и где хотят. А им Римлянам полагается с детства знать где лес губернатора, консула, императора и охотится им можно только с разрешения и в точно предусмотренном количестве, в основном перед праздниками. Когда нибудь он дойдёт до варварской земли и там, вдали от закона он непременно наохотится за каждый раз который ему пришлось себя остановить. Когда-то и он шел как малыш за старшими и уставал как тот который шёл вперёд с улыбкой и улыбался ещё сильней когда ему напоминали что он молодец что кинул 6. Кто то вспомнил что шесть это номер железного легиона где сейчас их старшие друзья, соседи и знакомые и что он, тоже может стать в его строй. И малыш после этих слов шагал устремив взор в даль как пологается римскому легионеру выбивая каждое движение показывая всем что он знает как шагать в строю.
Кто-то подхватил в шутку его шаг и они зашагали как один и вскоре перед ними появилась длинная вереница людей и повозок движущиеся по каменной дороге. Солнце уже садилось и вдалеке были видны городские стены и пылающие на них флаги к которым тянулись дороги с поблёскивающими в солнце заката металическими доспехами и мечами, одеждой и флагами расшитые золотом и окованные медью или латунью. Доносился скрежет колёс тяжелых повозок и степенный топот копыт. Люди отовсюду с империи шагали по каменным дорогам в одеждах и повозках и с товарами которые были им свойственны.
Бывало что в город заходили верблюды и даже слоны и тогда их окружали все кто мог там находится а их хозяева с гордостью показывали как животные садятся и встают по их команде ну а совсем искусные и всевозможные другие трюки. Дети бежали домой за сладостями и фруктами а дети постарше за водой для животных и людей. Не всем хватало места у фонтана и напится в жаркий день помогали девушки с кувшинами и юнцы с вёдрами. Они ставили вёдра перед животными пока те не выпивали всё а потом подносили ещё пока животное не отводило голову и тогда дети звали продавцов сена которые за небольшую цену подносили свой товар. Получив оплату они давали монету позвавшему и тот, в свою очередь бежал за водой и на поиски следующих странников. Девушки подносящие кувшин старались сразу оглядеть путешественников и сами им говорили какой кузнец может коня подковать, какой плотник повозку починить. У кого новое вино и какой трактирщик зарезал свинью, какой быка а какой барашка или вовсе курицу или петуха. Так путники не были вынуждены ждать у фонтана и расспрашивать местных или что то искать. Всё что нужно узнавалось быстро и они с радостью находили для девушек монету или подарок. Вечерами дети и подростки хвастались историями о том кто сколько получил и кого они видели и что они привезли обменивая или покупая и продавая при желании заработанные подарки.
-Римлянин должен был всегда быть в деле и стремится в нём приуспеть а это значило что в этом деле есть учёт и мера. Бубнил себе кузнец так чтоб его слышали но говорил он как-бы сам с собой считая медленно и громко каждый удар молотом до семи а потом взяв молот в другую руку начинал заново.
Каков этот римлянин что не размышляет вслух так чтоб все знали что занят он ростом и созиданием и часто ответ на их вопросы приходил из толпы. Нередко такие размышления собирали толпы а их суть обсуждалась иногда в самых далёких уголках империи и если кто знал ответ и считал его достойным то поднявший вопрос об этом неприменно узнавал ведь для этого у Рима было всё. Дороги, кони, люди и желанье. Так имперские извозчики -в большинстве молодые новобранцы и рабы были сопровождены всадниками на некоторых отрезках пути. В этом отрезке они узнавали друг у друга самое интересное и потом рассказывали другим извозчикам и сопровождающим на пути. Мир кипел. Рим кипел и как его акведуки не пустели города римской империи и новостей не становилось меньше.
-Кузнец, мой конь нуждается в добротной подкове на левую переднею.
-Склоны. Не отрываясь пробурчал кузнец.
-Склоны, горы, дороги. Ответил незнакомец.
Взяв в руки ногу коня он увидел что подкова давно изношена а копыта едва выдержат ещё одну подкову.
-Иди поешь или по каким-то не долгим делам сказал кузнец сам взял подходящею заготовку конского копыта, покрутил
-Ничего старик, к новой привыкать не прийдётся
Вся эта суетность приходила с закатом в спокойствие. Животные были распряженны а люди расходились по домам. И чем меньше становилось людей тем чаще взгляды падали на самую широкую дорогу в городе. В каждый вечер перед закатом городские матроны выходили на стены крепости и пели песни в след багровому закату. Их сопровождали и молодые и совсем маленькие девочки, каждая из которых хотели усмотреть и запомнить для себя как можно больше из того что они увидят. А видели они искусно вырезаные украшения из металла и камня, выдержаную походку полученную после долгой работы и прекрасные лица которые случаются у людей если они долго разглядывают что то с особой радостью.
-
-
-
Keine Kommentare:
Kommentar veröffentlichen